Сегодня каждый третий подросток покидает школу не имея представления о том, какую профессию он хочет освоить. Поэтому смысл профориентационной работы в нашей школе заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корретировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Учитывая то, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психологическое становление личности, мы используем все возможности формирования психологической готовности школьников к выбору профессии в ходе образовательного процесса. Выбор профессии для подростка - непростая задача, поэтому в нашей школе педагоги, психолог, соц. педагог, кл. руководители и другие участники образовательного процесса являются надёжными союзниками в профессиональном и личностном самоопределении старшеклассника и руководствуются методикой "Скорая помощь в выборе профессии". Предлагаемая форма профориентационной работы с учащимися 9-11 классов сочетает основные компоненты проф. работы: профориентирование, профконсультирование и психологическая поддержка.
Вся работа даёт возможность определить или уточнить, насколько верно ученик выбрал профиль обучения.
План работы по профориентации учащихся МКОУ СОШ №16
Направление деятельности
|
Формы работы |
Целевая группа |
1 |
2
|
3 |
Пропедевтическое и обучающее Задачи: — ознакомление учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах; — развитие у школьников профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения; — обучение основам выбора профессии, проведение первоначальных профессиональных проб |
• Общешкольная акция «Профориентационная сессия»: - конкурс рисунков «Профессия моих родителей»; - конкурсы творческих работ «Интересная профессия», «История создания вещи», «История возникновения профессии»; - конкурс газет «Калейдоскоп профессий»; - КВН «Профессионалы»; - конкурс рекламных роликов «Все работы хороши»; - организационно-деятельностная игра «Стажеры»; - профориентационная игра «Спящий город» |
3 - 4-е классы 5-е классы 6-е классы 7-е классы 8-е классы 9-е классы 10-е классы
|
• Групповые занятия: - «Нам вместе учиться, мы будем дружить». - «Как не бояться экзаменов». - «Я и моя будущая профессия». - «Новое поколение выбирает». - «Мы выбираем, нас выбирают...». - Психология познания |
5-е, 10-е классы 9-е классы 8-е классы 10-е классы 10-е классы 7-е классы
| |
• Форум-театр |
10-е классы
| |
• Работа в научном обществе учащихся |
9—11-е классы
| |
• Предметные недели. • Классные часы, праздники, конкурсы. • Встречи с представителями профессий. • День профориентации в школьном лагере. |
Все классы
| |
Информационно- ознакомительное Задачи: - расширение представлений учащихся о мире профессий; - знакомство со спецификой профессионального обучения, способами профессиональной подготовки и учебными заведениями различного типа.
|
1. Экскурсии профориентационной направленности. 2. Встречи с представителями учебных заведений. 3. Посещение ярмарки вакансий рабочих и учебных мест. 4. Информирование учащихся о подготовительных курсах, приеме в учебные заведения, днях открытых дверей. 5. Подготовка сменных материалов для стенда «Выбираем профессию»
|
Учащиеся старших классов
|
Диагностическое Задачи: — содействие самопознанию учащихся, учету индивидуально-личностных особенностей при их профессиональном самоопределении; — выработка рекомендаций по выбору профиля обучения и организации образовательного процесса
|
1. Диагностика способностей и склонностей для выработки рекомендаций по формированию профильных классов. 2. Диагностика профессиональных склонностей и интересов на базе районного кабинета профориентации. З. Диагностика структуры интеллекта на базе районного кабинета профориентации. 4. Диагностическая игра «Аукцион профессий». 5. Диагностика личностных особенностей, ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности. б. Мониторинг профессиональных намерений. 7. Углубленная индивидуальная диагностика по запросу учащихся и их родителей. 8. Диагностика причин школьной и социальной дезадаптации по запросу социального педагога и классных руководителей
|
8 - 9-е классы Учащиеся 8 -11-х классов
|
Консультационное Задачи: - содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся: - помощь в разрешении кризисных и конфликтных ситуаций; - профилактика школьной и социальной дезадаптации
|
1. Групповые консультации по результатам диагностики. 2. Групповые консультации для родителей на темы: «Возрастные особенности учащихся», «Роль семьи в профилактике школьной и социальной дезадаптации». З. Индивидуальные консультации по вопросам самоопределения школьников. 4. Индивидуальные консультации по вопросам индивидуально-личностных особенностей учащихся, особенностей их учебной деятельности |
Учащиеся 8 -11-х классов, их родители
|
1. Индивидуальные консультации по изучению личностных особенностей учащихся, специфики их учебной деятельности, разрешению проблемных ситуаций. 2. Индивидуальные консультации по вопросам организации профориентационной работы |
Педагоги и родители
| |
Работа психолого-педагогического консилиума школы |
Дети с признаками школьной и социальной дезадаптации
| |
Методическое Задачи: - обучение педагогов и родителей формам и методам содействия профессиональному самоопределению учащихся; - систематизация, обобщение и анализ результатов профориентационной работы
|
1. Семинары для классных руководителей по обучению формам и методам профориентационной работы с классом. 2. Заседания методических объединений классных руководителей по планированию профориентационной работы с классами. З. Родительские собрания на тему «Роль семьи в профессиональном самоопределении учащихся» 4. Подбор тестовых материалов, изучение психологических технологий и приемов работы по профориентации. 5. Систематизация, обобщение и анализ профориентационной работы. б. Анализ судьбы выпускников школы |
Педагоги, родители школьников
|
Каждый год в нашу школу приезжают представители различных образовательных учреждений. Проводят с детьми беседы, рассказывая о своём учреждении. Это хорошая и реальная помощь детям в выборе профессии и ориентировке в подборе образовательной организации: института, университета, колледжа и т.п..